Меню сайта

Страничка музыкальных руководителей

Халявина Ольга Павловна 

Консультация для педагогов "Утренник без стресса"

 

      Подготовка и проведение детского утренника - дело сложное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных занятиях, считают утренник дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют интереса к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нём используется, стараются свести своё участие в утреннике к минимуму.

     Воспитатель должен готовиться к утреннику точно также, как и дети - только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.

    Утренник - не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!

    Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребёнком.

1. Музыкально-исполнительские:слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.

2. Сценически-организационные:как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.

3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.

4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» ступ, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить своё возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.

5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео - ужас!

      Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребёнка, но и обязан решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.

      Музыкально-исполнительские:знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

     Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

     Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника - этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») - это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

     Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребёнком, умение видеть проблемы каждого ребёнка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.

     Надо признать, что проведение утренника - стресс ещё и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителем. Наша задача - избежать стресса.

Методика подготовки педагога к проведению утренника

Она включает три этапа.

1-й этап: воспитатель как ребёнок (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя - 4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то!). Цель - понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.

2-й этап: «воспитатель как ведущий»

(6-7-я неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями  -перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель - понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

3-й этап: «воспитатель как актёр» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель-работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

     Если на всех трёх этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдёт без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

Успехов Вам!

 

 

Корнеевец Людмила Петровна

 

Консультация для родителей "Музыка начинается в семье"

                   Дорогие мамы и папы! Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному - от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.

Постарайтесь:

•     создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;

•     приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;

•     поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;

•     если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поёт или танцует;

•     искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.

•     посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.

От природы музыкален каждый

          Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.

          Все мы от природы музыкальны. Об этом необ­ходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!

          Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки  к  музыкальной   деятельности (физиологические особенности строения организма, например, органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от со­вершенства. Не расстраивайтесь! Количество обя­зательно перейдёт в качество, только для этого по­требуется время и терпение.

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится.

Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребенку ярлык «немузыкален»  -  постарайтесь сделать все для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

                                                                                              

Педагогические рекомендации к отбору музыкальных игрушек

        Эти игрушки способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; и желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим импрови­зировать простейшие мелодии.

          Рассмотрим игрушки для детей до двух лет. Музыкальное воспитание на первом году жизни ребенка направлено на развитие слуха, чувства ритма, умения двигаться под музыку, подражать звукам. Поэтому нужны игрушки с устройствами, производящими мелодичное звучание: погремушки с колокольчиками и бубенчиками, музыкальные шкатулки, неваляшки с музыкальным устройством.

         В конце первого года жизни малышам полезны игрушки, имитирующие голоса птиц, домашних животных, их детенышей.

        На втором году жизни дети учатся слушать музыку, откликаться на нее эмоционально, подражать певческим интонациям взрослого совершать под музыку простейшие ритмические движения. Им нужны барабаны, бубны, треугольники, колокольчики, бубенчики, кларнет, металлофон, музыкальные органчики, шкатулки-шарманки. Эти игрушки должны иметь чистое, приятное, мелодическое звучание, разнообразное по высоте и тембровой ок­раске, и привлекать детей своим внешним видом.

        Материалом для музыкальных игрушек служат древесина, пластмасса, металл.

        Для детей от двух до четырех лет нужны музыкальные шкатулки и книжки с фиксированной мелодией, дудочки, бубен, барабан металлофон, гармоника, игрушечное пианино. Все они мелкого и среднего размера, сомасштабные руке ребенка, сделанные из древесины, пластмассы, металла.

       Можно использовать также игрушки с диатоническим и хроматическим звукорядом, но играть на них должен только взрослый.

Для детей от четырех до шести лет рекомендуются разнообразные музыкальные игрушки с фиксированной мелодией, диатоническим и хроматическим звукорядом: струнные, духовые, клавишные, ударные. Они должны иметь чистое мелодичное звучание, разнообразное по высоте, тембру и характеру. Можно также комплектовать игрушки по видам музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые и т. п.).

Фестиваль "Поющий детский сад"  21.04.2015

С 21 по 23 апреля прошел второй этап фестиваля «Поющий детский сад» в заочной форме на базе МБДОУ № 131, наш детский сад вошел в десятку лучших певческих коллективов.

Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Архив записей
Вход
Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz